АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ РАБОТЫ 1-3 ГОДА И 3-5 ЛЕТ

Карпович Ирина Александровна, Воронова Лариса Сергеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Цель настоящего исследования заключается в следующем: 1) оценить профессиональную готовность начинающих преподавателей вуза; 2) выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной, психологической и мотивационной сферах процесса адаптации; 3) сравнить степень выраженности выявленных проблем в группах начинающих педагогов с 1 - 3-летним и 3-5-летним стажем работы. В статье представлены результаты исследования, проведенного в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В опросе приняли участие 40 молодых педагогов. В исследовании использовался метод опроса (серия интервью) и метод анкетирования. Оценка эффективности процесса адаптации осуществлялась на основе анализа выполнения учебной нагрузки (выполнения индивидуального плана, отсутствия конфликтных ситуаций, успеваемости студентов и др.) Результаты исследования позволили оценить готовность начинающих педагогов к профессиональной деятельности и выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной, психологической и мотивационной сферах учебного процесса. Сравнение начинающих педагогов (опыт 1-3 года) и молодых педагогов (опыт 3-5 лет) показало, что во всех сферах адаптации наблюдается положительная тенденция, хотя разница между начинающими и молодыми педагогами в большинстве случаев статистически незначима. Из этого следует, что университетский педагог со стажем работы около 5 лет все еще нуждается в поддержке. Одним из наиболее эффективных способов адаптации начинающих преподавателей может быть профессионально-психологическая поддержка, оказываемая в форме наставничества и индивидуальных консультаций, осуществляемых наставниками и опытными коллегами.

Ключевые слова: