АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ МАТЕМАТИКИ, ЕЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОБСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

RELATIONSHIP OF STUDENTS ' PERCEPTION OF MATHEMATICS, ITS TEACHERS AND OWN KNOWLEDGE ON THE SUBJECT

СУТЯГИНА Наталья Игоревна, КОЛОДКИНА Нина Николаевна, ЧЕРЕМУХИН Артем Дмитриевич

SUTYAGINA Nataliya Igorevna, KOLODKINA Nina Nikolaevna, CHEREMUHIN Artem Dmitrievich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Оценка преподавателя и студента как равных участников процесса интерактивного обучения приводит к необходимости более детального изучения факторов, влияющих на восприятие друг друга участниками образовательного процесса и, соответственно, на эффективность процесса обучения. В работе приведен краткий обзор зарубежных научных исследований, посвященных различным аспектам влияния некоторых личностных качеств учителей, учеников, особенностям их восприятия друг друга на эффективность преподавания математики. На основе его выдвинут тезис о необходимости изучения взаимовлияния показателей, описывающих отношение студентов к математике, их мнение относительно преподавателей математики и собственную оценку студентами своих знаний. Для получения информации авторами была разработана анкета. Всего были опрошены более 70 студентов высшего и среднего профессионального образования 1-3 курсов двух институтов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. На основе полученных данных было проанализировано влияние различных факторных переменных (пол, возраст, курс и уровень обучения, оценка по математике в школе) на самооценку знаний по математике, построены соответствующие графики. Также было исследовано их влияние на распределение ответов по каждому из вопросов, и взаимосвязь показателей, относящихся к разным группам. После идентификации каждой зависимости с помощью построенных уравнений регрессии был сделан вывод о наличии тесных связей между разными исследованными факторами. Это позволило обосновать тезис о необходимости продолжений исследований данного типа для разработки практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности обучения студентов математическим дисциплинам.

Ключевые слова:
образование,математика,высшее образование,среднее профессиональное образование,преподаватель,восприятие преподавателя,восприятие математики,самооценка знаний,взаимосвязь восприятия,успеваемость
Description:
The perception of the teacher and the student as equal participants in the interactive learning process leads to the need for a more detailed study of the factors that affect the perception of each other by the participants in the educational process and accordingly, the effectiveness of the learning process. The paper provides a brief overview of foreign scientific research devoted to various aspects of the influence of some personal qualities of teachers, students, the peculiarities of their perception of each other on the effectiveness of teaching mathematics. On the basis of it, the thesis is put forward about the need to study the mutual influence of indicators describing the attitude of students to mathematics, their opinion about teachers of mathematics and students' own assessment of their knowledge. To obtain information, the authors have developed a questionnaire. In total, more than 70 students of higher and secondary vocational education of 1-3 courses of two institutes of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University were interviewed. Based on the data obtained, the influence of various factor variables (gender, age, course and level of education, assessment in mathematics at school) on the self-assessment of knowledge in mathematics was analyzed, the corresponding graphs were built. We also investigated their influence on the distribution of answers for each of the questions, as well as the relationship between indicators belonging to different groups. After identifying each dependence using the constructed regression equations, it was concluded that there are close relationships between the various factors studied. This made it possible to substantiate the thesis about the need to continue this type of research to develop practical recommendations aimed at increasing the effectiveness of teaching students to mathematical disciplines.

Key words:
education,Master's,tasks,preparation of masters,two-tier system of education,higher education,economic direction,innovation-oriented model,innovation