АССЕРТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ФОРМ И КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ

Медведева Снежанна Анатольевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Проблема профессионально важных качеств психолога в настоящее время является достаточно актуальной и не до конца раскрытой. Очевидно, что при огромном перечне специальных способностей и ПВК психолога, преимущество могут иметь интегративные свойства личности, к которым относится ассертивность. На базе разработанной автором модели ассертивности психолога предложен диагностический комплекс дифференцированного изучения интегративных показателей ассертивности по компонентам. В статье представлены результаты эмпирического исследования ассертивности студентов-психологов в зависимости от психолого-педагогических факторов, способствующих ее развитию. Описаны показатели мотивационного, когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов ассертивности. Приводятся результаты дифференцированной диагностики ассертивности как интегративной характеристики личности. Рассмотрены отдельные компоненты ассертивности у студентов разных курсов, разных возрастных групп и форм обучения. Показано, что уровень сформированности ассертивности не определяется организационно-педагогическими характеристиками (курс, форма обучения и возраст студентов), но связан с развитием интернальности и профессиональной идентичности будущих психологов. Полученные результаты в целом раскрывают необходимость включения в содержание личностной подготовки будущих практических психологов специальной работы по развитию ассертивности, в качестве наиболее благоприятного периода этой работы определены первые курсы.

Ключевые слова: