АУДИРОВАНИЕ КАК РЕЦЕПТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

LISTENING AS A RECEPTIVE VIEW OF SPEECH ACTIVITY

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В данной статье рассматривается особый вид речевой деятельности - аудирование (слушание). Акцентируется внимание на рецептивном характере данного компонента обучения иностранному языку. Основываясь на методологии изучения рассматриваемой проблемы, в данном исследовании аудирование понимается как внутренняя форма деятельности человека, связанная со многими аспектами психических свойств личности. Отмечая многоаспектность слушания, авторы подчёркивают включенность в этот процесс перцептивной (восприятие), мыслительной (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) и мнемической деятельности (формирование определенных образов, возможность узнавать и распознавать их в результате сопоставления с шаблонами, находящимися в памяти). Изучая непосредственную связь аудирования с вербальным общением в рамках коммуникативного подхода к иноязычному обучению, авторы исследования доказывают необходимость развития навыков слушания, без которого процесс общения на языке представляется невозможным. Формирование навыков аудирования способствует развитию мышления при помощи зрительных и звуковых образов, помогая воссоздать целостную картину происходящего. Основываясь на собственном педагогическом опыте, авторы исследования считают необходимым уделять внимание невербальным опорам в процессе общения и восприятия информации на слух большое внимание, таким как жесты, мимика, прикосновения и другие, которые призваны подкрепить слуховые ощущения и облегчить процесс восприятия и обработки информации.

Ключевые слова:
аудирование,слушание,иностранный язык,зрительные и звуковые образы,диалог,полилог,репродуктивная деятельность,рецептивный вид,звучащая речь,методология,психические свойства личности,память,внимание,мышление,перцепция,методика преподавания иностранных языков
Description:
This article deals with the special fork of speech activity - listening (hearing). The focus is on the receptive nature of this component of learning a foreign language. Based on the methodology of studying the problem, in this study, listening is understood as the internal form of the human activities associated with many aspects of mental properties of the person. Noting the multidimensional nature of hearing, the authors emphasize the involvement in the processes of perceptual (perception), thinking (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.) and mnemonic activity (the formation of certain images, the ability to learn and recognize them as the result of pattern matching in memory). Studying the direct relationship of listening comprehension with verbal communication within the communicative approach to foreign language learning, the authors argue the need for the development of listening skills, without which the process of communication in the language impossible. The formation of listening skills promotes thinking by using visual and sound images, helping to recreate a complete picture of what is happening. Based on my own pedagogical experience, the study authors believe it is necessary to pay attention to non-verbal supports in the process of communication and perception of information aurally much attention, such as gestures, facial expressions, touch and other, which are designed to reinforce auditory sensation, and to facilitate the process of perception and information processing.

Key words:
listening,foreign language,visual and sound images,dialogue,polylogue,reproductive activity,the receptive form,sounding speech,methodology,mental properties of the personality,memory,attention,thinking,perception,methods of teaching foreign languages