ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

CHILD AGGRESSION: AGE AND SOCIAL CHARACTERISTICS

ЯКИМАНСКАЯ Ирина Сергеевна

YAKIMANSKAYA Irina Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Проявление агрессивных тенденций в поведении ранее доброжелательного ребенка, настораживают. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену - в группу детского сада или в школе - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие. Немаловажно выявление связи между агрессивным поведением детей, детско-родительскими отношениями и составом семей. Экспериментальные данные, полученные нами, подтвердили наличие агрессивных проявлений и низкий уровень адаптивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в различных семьях. Многие факторы и детерминанты способствуют проявлению агрессивного поведения детей, среди которых следует выделить: влияние гендера, негативное влияние окружающей среды, влияние социума, детско-родительские отношения. Важно отметить, что полнота и неполнота семьи накладывает огромный отпечаток на поведение детей. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Мы провели наблюдение за детьми, целью которого была фиксация проявлений агрессии в естественных для них условиях, опросили педагогов, работающих с исследуемыми детьми, для чего был составлен специальный опросник и изучили проекции агрессивности в детских рисунках. Результаты по трем направлениям исследования мы сравнили в группах детей с неполными и полными семьями. Обнаружилось, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей.

Ключевые слова:
агрессивные тенденции,детская агрессия,младший школьный возраст,дошкольный возраст,полные семьи,неполные семьи
Description:
The manifestation of aggressive tendencies in the behavior of a previously benevolent child is alarming. If aggressive actions in one form or another are already fixed in the behavior of the child at home, then their development and transfer to a wider arena - in a kindergarten group or at school - gives rise to reasonable anxiety for its further development. It is also important to identify the relationship between aggressive behavior of children, child-parent relationships and the composition of families. The experimental data obtained by us confirmed the presence of aggressive manifestations and a low level of adaptive tendencies in the behavior of children of senior preschool age and primary school age in different families. Many factors and determinants contribute to the manifestation of aggressive behavior of children, among which it is necessary to distinguish: the influence of gender, the negative influence of the environment, the influence of society, child-parent relations. It is important to note that the completeness and incompleteness of the family leaves a huge imprint on the behavior of children. The single-parent family factor was called a contributing factor, but not a determinant in the formation of the aggressiveness property. We conducted an observation of children, the purpose of which was to record the manifestations of aggression in their natural conditions, interviewed teachers working with the studied children, for which a special questionnaire was compiled and studied the projections of aggressiveness in children's drawings. We compared the results in three areas of the study in groups of children with incomplete and full families. It was found that the facts of aggressive behavior are characteristic of both children from single-parent families and children from full families.

Key words:
aggressive tendencies,child aggression,primary school age,preschool age,full families,single-parent families