ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ДИСКУССИИ И ПРОБЛЕМЫ

Грязнова Елена Владимировна, Владимиров Александр Анатольевич, Козлова Татьяна Александровна, Хлап Анна Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Анализ диалектического взаимодействия философии, философской антропологии и философии образования позволяет выявить наиболее актуальные проблемы и дискуссии в сфере пересечения их предметных областей. Философия задает общее направление исследуемых проблем, методологию, определяет мировоззренческие основы и философии образования, и философской антропологии, формирует базу их категориального аппарата. Отраслевые философии конкретизируют предметное поле философии, задают вектор развития философского мировоззрения в целом. Философско-антропологические и философско-педагогические идеи существовали на протяжении всей человеческой истории. Идея человека в рамках неклассической философской антропологии требует не только принципиального обоснования, но и практического применения и воплощения. Понимание человека современной философской антропологией сказывается на траектории развития образования. Раздробленность, «клиповость» проникают в образование - фрагментарные знания формируют фрагментарное мировоззрение, что в свою очередь формирует фрагментарную личность. Изучение этих и многих других явлений современной культуры требует обращения к проблематике философских направлений, на стыке которых и можно увидеть наиболее актуальные проблемы. Философия образования и философская антропология являются такими направлениями философии, в которых областями пересечения являются человек и образование. Чтобы увидеть акценты, которые требуют особого внимания при изучении этих феноменов, необходимо рассмотреть диалектику этих дисциплин, точнее противоречия, которые и являются источником исследуемых ими проблем.

Ключевые слова: