ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОГО ВАЗИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Платонова Раиса Ивановна, Потапов Илья Семёнович, Михина Галина Борисовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье представлен анализ определений терминов «сетевое взаимодействие», «сетевое образование» и «дуальное образование», каждый из которых выполняет свою функцию в организации партнёрства образовательных организаций среднего профессионального образования с предприятиями и другими стейкхолдерами. Авторы статьи полагают, что в целом рассматриваемые понятия содержат в себе определённые функции и научные подходы, которые воспроизводят их насущные свойства. Они также имеют некую схожесть с Болонской декларацией и Федеральным государственным образовательным стандартом. Таким образом, по мнению авторов, вышеприведённые термины осуществляют определённо одну деятельность и, интегрируя с заложенными в себе научными подходами, отражают оперативные методы совершенствования партнёрства образовательных организаций с предприятиями. Рассмотрены различные научные подходы к разъяснению терминов Сергеевой В.П., Смородинской Н.В., Садырина В.В., Каспржак А.Г., Адамского А.И. и др. Кроме этого изучено, какие виды деятельности заложены в основные функции сетевого взаимодействия. Некоторые исследователи в сетевом взаимодействии организаций видят сотрудничество двух организаций в интересах достижения общих целей, для объединения ресурсов, для использования материально-технической базы друг друга и при котором менее влиятельные организации объединяются вокруг более сильного. Взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями работодателей на основе сетевого взаимодействия способствует формированию определённых навыков производственной деятельности и развитию профессиональных компетенций у студентов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций с предприятиями содействует повышению качества подготовки студентов, профессионального мастерства педагогических кадров, успешной адаптации к студенческой жизни и трудоустройству выпускников по специальности, а также укрепляет позицию участников на рынке, обеспечивает узнаваемость. Образовательное учреждение становится более гибким, так как через сетевое взаимодействие получает возможность подстраивать учебный процесс под требования работодателей в профессиональной подготовке специалистов, определить спрос на специалистов того или иного направления. В работе также раскрыто дуальное образование как инструмент сетевого взаимодействия и сетевого образования, который имеет практико-ориентированную цель партнёрства: в нём заинтересованы не только для достижения учебно-производственных задач, но и для модернизации содержания среднего профессионального образования.

Ключевые слова: