ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Голубева Елена Валериевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому изучению экономических представлений подростков из семей с разными типами детско-родительских отношений. Теоретический анализ проблемы позволил установить, что экономические представления имеют особое содержание - организация, состояние и структура хозяйственной жизни. Экономическое представление включает в себя познавательный, поведенческий и нравственный компоненты. В связи с депривацией экономического и социального опыта у подростков из семей с неблагоприятными типами детско-родительских отношений повышается риск возникновения искажений в экономических представлениях, которые могут представлять собой запаздывания в сформированности их компонентов по сравнению с возрастной нормой или изменения в их содержании, не совместимые с социальными нормами. Для исследования познавательный компонента экономических представлений использовались экономические задачи, нравственного - моральные дилеммы, поведенческого - эксперимент «Игра в ультиматум». Эмпирическое исследование показало, что познавательный компонент в меньшей степени развит у подростков из семей с типом «Опека», в которых родители ограждают ребенка от «взрослых», в том числе, экономических вопросов. Нравственный компонент в меньшей степени сформирован у подростков, воспитываемых по типу «Невмешательство». В такой семье психологическая дистанция между родителем и ребенком не позволяет родителям полноценно воздействовать на моральное развитие детей. Поведенческий компонент в меньшей степени сформирован у подростков из семей с типом отношений «Опека», в которых удовлетворение потребностей ребенка - основная забота родителей, поэтому дети не учатся учитывать потребности других людей при распределении материальных средств.

Ключевые слова: