ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

EXPERIMENTAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

КИСОВА Вероника Вячеславовна, ВОРОНОВА Анастасия Дмитриевна

KISOVA Veronika Vyacheslavovna, VORONOVA Anastasia Dmitrievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В статье представлены экспериментальные результаты изучения изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Анализируются современные исследования изобразительной деятельности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием. Рассматриваются научные работы, посвященные изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Представлена авторская диагностическая программа по изучению изобразительной деятельности (рисования) у старших дошкольников, направленная на выявление сформированности у детей предметного и сюжетного рисования, рисования по замыслу; определение уровня развития изобразительных навыков (пропорциональность изображения, адекватность использования цвета, графомоторные навыки). Описываются экспериментальные результаты исследования рисования дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выделяются особенности формирования замысла, основные характеристики предметного и сюжетного рисунков, описывается цветопередача, пространственные параметры изображения, специфика детализации, штриховки, обводки, техника выполнения линий и т.п. Авторами излагаются общие критерии оценки рисования как вида изобразительной деятельности у старших дошкольников: содержательная сторона рисунка; самостоятельность замысла изображения; уровень сформированности изобразительных навыков; передача цвета; развитие технических и графомоторных навыков. Представлено описание разработанных уровней развития рисования в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова:
дети с задержкой психического развития,дошкольный возраст,изобразительная деятельность,предметное рисование,сюжетное рисование,рисование по замыслу,цветопередача,графомоторные навыки,изобразительные навыки,типология развития рисования,коррекционно-развивающая работа
Description:
The article presents experimental results of studying the graphic activity of older preschool children with mental retardation in comparison with normally developing peers. The article analyzes modern studies of graphic activity in relation to children with disabilities and with normative development. Scientific works devoted to the graphic activity of preschool children with mental retardation are considered. The author presents a diagnostic program for the study of graphic activity in older preschoolers, aimed at identifying the formation of children's subject and plot drawing, drawing by design; determining the level of development of drawing skills (image proportionality, adequacy of color use, graphomotor skills). Experimental results of the study of the drawings of preschool children with mental retardation in comparison with the normally developing peers are described. The author highlights the features of the formation of the idea, the main characteristics of the subject and scene pictures, describes the color rendering, spatial parameters of the image, the specifics of detailing, hatching, stroke, line technique, etc. The authors sets out the general criteria for evaluating drawing as a type of graphic activity in older preschoolers: the content side of the drawing; independence of the image design; the level of formation of drawing skills; color transfer; development of technical and graphomotor skills. The description of the developed levels of development of drawing in the senior preschool age is presented.

Key words:
children with mental retardation,preschool age,graphic activity,subject drawing,plot drawing,drawing by design,color rendering,graphomotor skills,drawing skills,typology of drawing development,correctional and developmental work