ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Подпругина Виктория Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Цель : выявить и проанализировать представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; определить, как развита способность к пониманию, распознаванию эмоций у родителей, уровень их способности к сопереживанию, как они понимают эмоциональные проявления своих детей и насколько эмоциональная компетентность родителей способствует развитию эмоций у детей. Методы: выполнен ряд диагностических работ, качественно-количественный, сравнительный анализ. Использовались методики исследования эмоционального интеллекта и эмпатии; выявления осведомленности детей о содержании чувств и эмоций, о понимании мимических выражений разных эмоциональных модальностей, о причинах, вызывающих определенное эмоциональное состояние и эмпатическое реагирование. Результаты : Установлено, что уровень эмоциональной осведомленности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи значительно уступает возрастным нормам и соответствует показателям старших дошкольников. Сравнительный анализ уровней общего недоразвития речи и уровней эмоционального развития показал неоднозначность соответствия, что позволяет констатировать вариативность факторов эмоционального развития. Научная новизна : представлена структура эмоциональной компетентности родителей ее роль в эмоциональном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Практическая значимость: основные положения и выводы исследования могут быть широко использованы в научной, педагогической и различных видах психологической деятельности в вопросах, связанных с эмоциональными проявлениями.

Ключевые слова: