ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Якимова Зоя Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Специфика профессиональной деятельности полицейских связана с необходимостью выстраивания эффективных коммуникаций с различными категориями граждан. При этом большинство ситуаций взаимодействия происходит в условиях конфликта, повышенного фона психо-эмоционального напряжения. Умение дифференцировать собственные эмоции и «считывать» эмоциональное состояние других людей, а так же способность к управлению собственными эмоциями и способность влиять на эмоциональное состояние других людей являются не только профессионально важными качествами, способностями и навыками сотрудников полиции, но и представляют собой важнейшие компоненты эмоционального интеллекта. Наличие развитого эмоционального интеллекта у сотрудников полиции позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности во всех аспектах, связанных с межличностными коммуникациями. Автором статьи приводится обзор существующих концепций (моделей) эмоционального интеллекта. Анализируются основные подходы (модель способностей, смешанная модель, компетентностная модель). Приводятся результаты проведённого исследования эмоционального интеллекта у российских полицейских (на выборке 250 респондентов, Приморский край). Дается сравнительный анализ с результатами других отечественных исследователей, изучающих эмоциональный интеллект у сотрудников органов внутренних дел. Выявлены незначительные гендерные отличия в структуре эмоционального интеллекта у сотрудников полиции. Выявлена тенденция к снижению общего уровня эмоционального интеллекта у сотрудников полиции с возрастом и увеличением стажа работы в органах внутренних дел. Рекомендовано уделить должное внимание диагностике эмоционального интеллекта при отборе на службу в органы внутренних дел и развитию эмоционального интеллекта при организации обучения полицейских.

Ключевые слова: