ФАСИЛИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.03 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» В КРАСНОЯРСКОМ ГАУ

Шмелева Жанна Николаевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
На современном этапе развития общества и в свете актуальной социально-экономической ситуации в Российской Федерации, можно говорить о том, что жизненная предопределенность больше не является устойчивым понятием. Это влечет за собой необходимость формирования более гибкого, мобильного профессионального самоопределения молодежи, в частности формирования их конкурентоспособности, быстрого приспособления к новым, постоянно изменяющимся условиям труда в ситуации неопределенности. Новые социально-экономические условия предъявляют все более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим образованием. При анализе ситуации на рынке труда отмечается тот факт, что высшее образование не успевает за темпами развития современной науки и производства. Работодатели отмечают, что сегодня недостаточно быть просто хорошим специалистом, необходимо быть конгруэнтным сотрудником, способным работать в команде, самостоятельно принимать решения, внедрять инновации, решать поставленную производственную задачу самостоятельно. Именно поэтому императивом для высшего образования становится его практико-ориентированный характер. Все это требует серьезного внимания к личностному и профессиональному становлению студента, его профессиональному самоопределению, особенно это актуально при подготовке специалистов по управлению персоналом. Очевидно, что профессиональное самоопределение является составной частью жизненного самоопределения индивида, и, одновременно, выражает отношение личности к профессиональной среде и способ её самореализации. Мы рассматриваем профессиональное самоопределение будущих управленцев по персоналу как сложный процесс согласования и развития личностных и профессиональных потребностей, который затрагивает длительный трудоспособный период жизни. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии уже в старших классах, продолжается в университете и не всегда заканчивается с получением диплома. Почти каждый выпускник высшего учебного заведения периодически решает проблему профессионального выбора на своем жизненном пути, будь то выбор варианта повышения квалификации, профессиональная переподготовка, смена места работы, а иногда и специальности. Это укладывается в рамки концепции “life-long learning”. Профессиональное самоопределение студентов в условиях высшего образования это амбивалентный, длительный и многоплановый феномен, отражающий процессуальные и личностные характеристики выбора, овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности выбора профессионального пространства самоопределяющейся личностью. Он напрямую связан с формированием жизненных перспектив и планов в сфере профессиональной деятельности, создает основы для планирования карьеры и постановки карьерных целей, также результат профессионального становления личности.

Ключевые слова: