ФЕНОМЕН ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ И ДОО: ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА

Рыбакова Мария Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей - обучение и воспитание через особую организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование и воспитание - понятие воспитательное пространство. Здесь мы рассматриваем пространственно - средовый аспект этого феномена. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают информационную базу для работников образовательно-воспитательных организаций и работников системы образования в целом, которая позволит повысить эффективность подготовки педагогов дошкольного образования и педагогическую компетентность родителей. На данный момент в отечественной педагогической методической и программной литературе недостаточно проработана проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в современных социально-экономических условиях. Поэтому мы ставим задачу определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия развития личности ребёнка в едином воспитательном пространстве семьи и ДОО, а также определить роль воспитательной среды в структуре единого воспитательного пространстве семьи и ДОО. В данном исследовании образовательное, и воспитательное пространство мы определяем как некую информационную систему передаваемых и реализуемых в практике общения ценностных представлений, смыслов жизни и т. д. Личность (взрослый, ребенок, подросток), погруженная в такое пространство, созидает определенное (позитивное или негативное) отношение к различным сторонам действительности, разрабатывает собственные жизненные перспективы. В статье освещена структурно-функциональная модель воспитательного пространства семьи и ДОО, представленная тремя срезами: средовый срез (среда ценностно-целевых установок, среда субъект субъектного взаимодействия, содержательный среда, процессуально коммуникативная среда), территориальный срез (семья и ДОО), уровневый срез (высокий, средний низкий уровни воспитанности детей).

Ключевые слова: