ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL FUNCTION

КУДРЯШОВА Светлана Константиновна, СЕРИКОВА Лариса Александровна, НЕЯСОВА Ирина Александровна

KUDRIAHSOVA Svetlana Konstantinovna, SERIKOVA Larisa Aleksandrovna, NEYASOVA Irina Aleksandrovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье определяется содержание и структура готовности к реализации социально-педагогической функции будущими педагогами, определен потенциал педагогического вуза и возможности его реализации в процессе формирования готовности к осуществлению социально-педагогической функции будущими педагогами. Анализ и обобщение результатов научных исследований позволил выделить компоненты готовности к социально-педагогической деятельности: личностный, когнитивный, деятельностный. В статье также рассматриваются этапы формирования готовности к реализации социально-педагогической функции будущих педагогов в условиях педагогического вуза: адаптационно-ознакомительный, поисково-информационный, практико-моделирующий, аналитико-обобщающий. Авторами рассматриваются процессуальные аспекты исследуемого процесса посредством использования потенциала содержания учебных дисциплин, производственной практики, внеуадиторной работы со студентами. На основе изучения результатов научных исследований, посвященных различным аспектам проблемы формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции и анализа потребностей педагогической практики, в работе определяется потенциал педагогического вуза, опыт работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» в контексте данной проблемы. При формировании готовности к реализации социально-педагогической функции немаловажное значение приобретает организация процесса активной профессионально направленной деятельности студентов, которая способствует практическому овладению необходимыми компетенциями.

Ключевые слова:
подготовка будущих педагогов,готовность,обучающиеся,педагогический вуз,потенциал педагогического вуза,социально-педагогическая деятельность,социально-педагогическая функция,критерии эффективности,компоненты готовности,этапы формирования готовности
Description:
The article defines the content and structure of readiness for the implementation of socio-pedagogical functions by future teachers, defines the potential of a pedagogical university and the possibilities of its implementation in the process of forming readiness for the implementation of socio-pedagogical functions by future teachers. Analysis and generalization of the results of scientific research made it possible to identify the components of readiness for socio-pedagogical activity: personal, cognitive, activity. The article also discusses the stages of readiness formation for the implementation of the socio-pedagogical function of future teachers in the conditions of a pedagogical university: adaptation-familiarization, search-information, practice-modeling, analytical-generalizing. The authors consider the procedural aspects of the process under study by using the potential of the content of academic disciplines, industrial practice, extracurricular work with students. Based on the study of the results of scientific research devoted to various aspects of the problem of forming the readiness of future teachers for the implementation of the socio-pedagogical function and the analysis of the needs of pedagogical practice, the potential of a pedagogical university and the experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev are determined in the work in the context of this problem. In the formation of readiness for the implementation of the socio-pedagogical function, the organization of the process of active professionally directed activity of students, which contributes to the practical mastery of the necessary competencies, is of great importance.

Key words:
training of future teachers,readiness,students,teacher training university,the potential of teacher training university,socio-pedagogical activity,socio-pedagogical function,performance criteria,components of readiness,stages of readiness formation