ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ САМООЦЕНКИ

Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Социокультурная ситуация, требования нормативных документов, особенности развития современных детей актуализируют проблему формирования коммуникативных умений подрастающего поколения. В настоящее время в обществе отмечается дефицит человеческого общения, наличие затруднений во взаимодействии с окружающими людьми, ведущих к увеличению числа конфликтных ситуаций. Отмечено, что самооценка, как компонент самосознания личности, определяет направленность и особенности общения индивида с другими людьми. Предложено определение коммуникативных умений старших дошкольников как способов осуществления коммуникативных действий, зависящих от знаний, навыков, мотивов, определяющих наличие готовности ребенка к общению. Выявлены значимые возрастные особенности коммуникативных умений детей. Отмечается, что формирующиеся коммуникативные умения старших дошкольников еще носят неустойчивый характер, определяются во многом взрослым, тем насколько умеет он вызвать интерес ребенка к определенной информации, осуществить взаимодействие, оказать помощь в ориентации в системе общечеловеческих ценностей, способствует выработке определенных способов деятельности. Представлены и проанализированы результаты исследования коммуникативных умений детей, имеющих различные виды самооценок. Полученные данные подтверждают необходимость системной деятельности в рамках рассматриваемой проблемы. Обобщен опыт работы по проектированию и реализации парциальной образовательной программы, направленной на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Приведены данные, подтверждающие результативность деятельности; определены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: