ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ: СИСТЕМА ПРОБЛЕМ

FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE FAMILY: PROBLEM SYSTEM

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, ПОНОМАРЕВА Екатерина Сергеевна

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, PONOMAREVA Ekaterina Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Институт семьи является одним из основных социальных организмов в обществе. Он меняется исторически вместе с культурными изменениями. Однако семья имеет особую инертность, по сравнению с технологиями, которые меняются быстрее, особенно в условиях информационного общества. Если технологии, и культуру можно разделить на эпохи архаическую, аграрную, индустриальную, информационную, то и типологию семьи можно также проводить по данному основанию. Тем не менее, меняясь, институт семьи сохраняет незыблемые ценности и традиции вплоть до информационной эпохи. Сегодня в условиях цифрового общества и цифровизации общественных отношений мы наблюдаем трансформацию института семьи и изменение его роли и места в системе общественных отношений. Особую тревогу у исследователей психолого-педагогических наук вызывает проблема снижения ответственности у современных старшеклассников к семье, семейным отношениям и ценностям. Причина подобной деформации носит системный характер и требует выработки новых моделей и методик ее исследования. Авторы проводят анализ мнений психологов и педагогов на проблемы формирования ответственного отношения старшеклассников к семье и приходят к выводу о том, что модели по их решению следует строить на основе системного подхода, позволяющего увидеть не только причины возникающих проблем в системе общественных сфер жизни, но их взаимосвязь. Такой подход позволит вырабатывать новые решения в сохранении традиционных семейных ценностей в мировоззрении современного молодого поколения, социализирующегося в условиях цифрового общества, которое задает иные стандарты семейных отношений.

Ключевые слова:
семья,семейные ценности,старшеклассники,социализация,информационная культура,цифровое общество,духовная сфера,социальная сфера,политическая сфера,экономическая сфера
Description:
The institution of the family is one of the main social organisms in society. It changes historically along with cultural changes. However, the family has a special inertia, compared to technologies that change faster, especially in the information society. If technology and culture can be divided into archaic, agricultural, industrial, and informational epochs, then the typology of the family can also be carried out on this basis. Nevertheless, changing, the institution of the family retains unshakable values and traditions until the information age. Today, in the context of a digital society and the digitalization of public relations, we are witnessing the transformation of the institution of the family and a change in its role and place in the system of public relations. Of particular concern to researchers of psychological and pedagogical sciences is the problem of reducing the responsibility of modern high school students to the family, family relations and values. The reason for this deformation is systemic and requires the development of new models and methods for its study. The authors analyze the opinions of psychologists and teachers on the problems of forming a responsible attitude of high school students to the family and come to the conclusion that models for their solution should be based on a systematic approach that allows us to see not only the causes of problems in the system of public spheres of life, but their relationship. This approach will allow us to develop new solutions to preserve traditional family values in the worldview of the modern young generation, socializing in a digital society that sets different standards for family relations.

Key words:
family,family values,high school students,socialization,information culture,digital society,spiritual sphere,social sphere,political sphere,economic sphere