ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.03 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА XXIX ВСЕМИРНОЙ ЗИМНЕЙ УНИВЕРСИАДЕ

Шмелева Жанна Николаевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Проблема формирования социальной ответственности личности в целом и личности студента в частности является одной из широко обсуждаемых в системе высшего образования проблем. В современный период феномен социальной ответственности рассматривается многими учеными и как социальная ответственность государства, реализуемая в виде социальных гарантий и государственной поддержки, и как социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность и др. Отдельного внимания заслуживает проблема формирования социальной ответственности личности студента высшего учебного заведения, которая определяет развитие человека, его внутреннего мира, формирование стрессоустойчивости, нестандартности и креативности мышления, способствует успешной социализации и адаптации, а также помогает в дальнейшем трудоустройстве выпускника. В сложившихся на данный момент рыночных условиях, работодатели в сфере управления человеческими ресурсами все чаще предъявляют требования не только к профессиональным знаниям, но и к сформированности социальной ответственности будущего специалиста, умению коммуницировать, принимать независимые решения, обладающего эмоциональной эмпатией и эмоциональным интеллектом. Проведено много исследований, подтверждающих то, что вовлечение студента в добровольческую (волонтерскую) деятельность является формой университетской подготовки, а также средством формирования социальной ответственности. Последняя, в свою очередь, способствует развитию необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности лидерских качеств: умения привлечь к делу, заинтересовать членов группы, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное обоснование участия студентов Красноярского государственного аграрного университета в волонтерской деятельности в рамках XXIX Всемирной Зимней Универсиады, проходившей в Красноярске в 2019 году, как эффективного средства формирования социальной ответственности. В рамках статьи уточняется содержание, концепция и основные компоненты социальной ответственности; выявляется эффективность работы студентов волонтеров и стюардов на XXIX Всемирной Зимней Универсиаде; анализируются и обобщаются педагогические и психологические условия, способствующие формированию социальной ответственности у студентов направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Методологическую основу статьи составили следующие методы и подходы: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, аксиологический подход, индукция, дедукция, наблюдение, анкетирование, анализ, синтез, моделирование.

Ключевые слова: