ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Плотникова Елена Сергеевна, Гордеева Вероника Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье описано исследование особенностей и различий самореализации и самоактуализации у юношей и девушек. Методологический инструментарий исследования составили следующие методики: «Опросник самореализации» С.И. Кудинова и «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. С помощью факторного анализ по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу varimax были выявлены существенные различия составляющих самореализации и самоактуализации у юношей и девушек. В процессе самореализации юношам свойственно проявление субъектно-личностных установок, девушкам, напротив, важны интересы общества, и они руководствуются социально-корпоративными установками самореализации. Общим для обоих полов является выдвижение на первый план таких личностных качеств, как креативность и конструктивность. В отличии от девушек, у юношей были выявлены барьеры самореализации, такие как: инертность (низкая энергичность и длительная переключаемость субъекта с одного предмета на другой), личностные барьеры (определенные личностные качества) и пессимистичность (негативная эмоциональная оценка процесса самореализации). Анализ составляющих самоактуализации показал выраженность у юношей устремленности на принятие общества и понимание общественных отношений (позитивный взгляд на природу человека, синергия), тогда как у девушек первым значимым составляющим самоактуализации является процесс самопринятия и проявление гибкости. Общим для обеих групп испытуемых оказалось проявление контактности, как качества самоактуализирующейся личности.

Ключевые слова: