ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ОБУЧЕНИЯ

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE PERFORMANCE OF STUDENTS AT DIFFERENT MODES OF TRAINING

ЖУКОВА Ольга Викторовна, ПОЦЕЛУЕВ Николай Юрьевич, ШУЛЬЦ Ксения Викторовна, НАГОРНЯК Алексей Сергеевич, ШВЕД Ольга Ивановна

ZHUKOVA Olga Viktorovna, POCELUEV Nikolai Yurievich, SHULTZ Xenia Viktorovna, NAGORNYAK Alexey Sergeevich, SHVED Olga Ivanovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Одним из важных элементов профилактики умственного утомления, особенно в процессе обучения, является соблюдение режима дня. Однако, как показывает практика, утомление может возникнуть и вследствие повышенных учебных нагрузок. Точно «дозировать» учебную нагрузку без специального контроля весьма затруднительно. Поэтому необходимо периодически исследовать степень умственного утомления под влиянием учебных занятий. Материалы и методы. Исследование внимания студентов проводилось за период 2018-2019 гг. в рамках проведения занятия «Методы исследования функционального состояния и работоспособности» по предмету «Гигиена» среди студентов 2 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Алтайского государственного медицинского университета с помощью модифицированной корректурной пробы по таблицам В. Я. Анфимова. Целью исследования было оценить состояние умственной деятельности и определить тенденции утомляемости студентов второго курса медицинского университета в условиях современного учебного процесса в зависимости от времени начала занятия. Статистическая обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 23 для наиболее информативных показателей: общее количество просмотренных знаков, общее количество ошибок, скорость восприятия и переработки зрительной информации. В целях оценки полученных данных исследуемые были поделены на три группы по времени занятия. Результаты и обсуждение. Установлена основная тенденция изменения умственной работоспособности студентов, отмечается значительное снижение всех показателей во второй половине дня. Уровень работоспособности студентов в первой половине дня достигал максимального значения и не различался у обучающихся с 8:00 и 13:20, что необходимо учитывать при составлении учебного расписания, следует предусматривать практические занятия в данное время.

Ключевые слова:
образование,обучение,медицинское образование,студенты,утомляемость,информационные технологии,оценка уровня работоспособности,университет,работоспособность,педагогика
Description:
One of the important elements of preventing mental fatigue, especially in the learning process, is adherence to the daily routine. However, as practice shows, fatigue can also occur as a result of increased training loads. It is very difficult to accurately "dose" the training load without special control. Therefore, it is necessary to periodically investigate the degree of mental fatigue under the influence of training sessions. Materials and methods. The study of students' attention was carried out for the period 2018-2019. within the framework of the lesson "Methods for the study of the functional state and working capacity" on the subject "Hygiene" among the 2nd year students of the medical, pediatric and dental faculties of Altai State Medical University using a modified proof test according to V. Ya. Anfimov's tables. The aim of the study was to assess the state of mental activity and determine the tendencies of fatigue of second-year students of a medical university in the context of the modern educational process, depending on the time of the beginning of the lesson. Statistical data processing was carried out in the IBM SPSS Statistics 23 program for the most informative indicators: the total number of characters viewed, the total number of errors, the speed of perception and processing of visual information. In order to assess the data obtained, the subjects were divided into three groups according to the time of the lesson. Results and discussion. The main tendency of changes in the mental performance of students has been established, there is a significant decrease in all indicators in the second half of the day. The level of students' working capacity in the first half of the day reached the maximum value and did not differ among students from 8:00 to 13:20, which must be taken into account when drawing up the curriculum, practical classes should be provided at this time.

Key words:
education,training,medical education,students,fatigue,information technology,assessment of the level of performance,university,performance,pedagogy