ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ

Аниськин Владимир Николаевич, Доманина Наталья Анатольевна, Кислова Наталья Николаевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Анализируются содержательные и формальные особенности программ государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза с позиции их законодательно и директивно обусловленного соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и профессионального стандарта педагога. Определяются параметры комплементарности этих стандартов применимо к квалификационным требованиям для профессионала-педагога и освоенным выпускником-педагогом в период его подготовки в вузе общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, оцениваемым государственной экзаменационной комиссией с использованием положений федерального закона «О независимой оценке квалификации». Устанавливаются критерии уровня и степени анализируемого соответствия в виде его условий, прямых и косвенных признаков, качественных показателей (индикаторов), интеграция которых позволяет получить общую характеристику исследуемого феномена. Приводятся примеры содержательного наполнения профессиональных компетенций образовательных программ «Русский язык» и «Литература», «Физическая культура», «Информатика», «Математика» и «Информатика», реализуемых в Самарском государственном социально-педагогическом университете, и отмечаются условия и признаки их соответствия императивам образовательного и профессионального стандартов. На основе результатов выполненной работы делается вывод об успешном решении задач и достижении цели исследования по определению критериев сообразности государственной итоговой аттестации требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: