ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

INDIVIDUALIZATION IN THE INFORMATION SPACE OF THE DIGITAL CULTURE: PROBLEMS AND PROSPECTS

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, КОЧНЕВА Елена Михайловна

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, KOCHNEVA Elena Mikhailovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Цифровая культура сегодня является феноменом, который охватывает все сферы общественной жизни. Как известно, культура человека формируется на основе трех механизмов педагогической деятельности образования, обучения и воспитания. При этом формирование ее длиться в течение большей части жизни человека. Особое место в становлении личности занимает такой этап социализации как индивидуализация. Именно на этом этапе человек получает знания, навыки и ценностные установки, необходимые ему встраивания в социальную систему как личности. Цифровая культура требует от современного человека высоких адаптационных способностей, умений использовать информационный потенциал общества для собственного развития. На этапе индивидуализации основная задача, стоящая перед человеком - максимально раскрыть все свои способности, таланты и дарования. Цифровые технологии предоставляют широкие возможности в данном направлении. Однако они оказывают и негативное влияние на психо-физиологическое здоровье подрастающего поколения. Авторы приходят к мнению о том, что в условиях интенсивного внедрения цифровых технологий во все сферы образования требуется проведение серьезных исследований, направленных на разработку мер для нивелирования возможных негативных последствий цифровой социализации личности. В настоящий момент таких исследований в сфере психолого-педагогических наук явно недостаточно, они носят фрагментарный и разрозненный характер. Многие методы исследования проблем цифровой социализации заимствованы из зарубежного опыта и слабо адаптированы к условиям применения в образовательном пространстве нашей страны. Необходима выработка единых методик, позволяющих проводить мониторинг результатов внедрения цифрового образования на основе системы критериев, охватывающих различные аспекты психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровой культуры России.

Ключевые слова:
цифровая культура,информационная социализация,индивидуализация,психолого-педагогические исследования,цифровое образование,цифровые технологии,риски цифрового образования,проблемы цифровой социализации,информационное общество,цифровая педагогика
Description:
Digital culture today is a phenomenon that covers all spheres of public life. As you know, human culture is formed on the basis of three mechanisms of pedagogical activity of education, training and upbringing. At the same time, its formation will last for most of a person's life. A special place in the formation of personality is occupied by such a stage of socialization as individualization. It is at this stage that a person receives the knowledge, skills and values necessary for him to integrate into the social system as a person. Digital culture requires a modern person to have high adaptive abilities, the ability to use the information potential of society for their own development. At the stage of individualization, the main task facing a person is to maximize all their abilities, talents and talents. Digital technologies provide a wide range of opportunities in this area. However, they also have a negative impact on the psycho-physiological health of the younger generation. The authors come to the conclusion that in the conditions of intensive introduction of digital technologies in all spheres of education, serious research is required aimed at developing measures to neutralize the possible negative consequences of digital socialization of the individual. At the moment, such studies in the field of psychological and pedagogical sciences are clearly insufficient, they are fragmented and fragmented. Many methods of studying the problems of digital socialization are borrowed from foreign experience and are poorly adapted to the conditions of application in the educational space of our country. It is necessary to develop common methods that allow monitoring the results of the introduction of digital education on the basis of a system of criteria that cover various aspects of the psychological health of the younger generation in the digital culture of Russia.

Key words:
digital culture,information socialization,individualization,psychological and pedagogical research,digital education,digital technologies,risks of digital education,problems of digital socialization,information society,digital pedagogy