ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-АГЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Чижова Людмила Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В современных исследованиях по психологии личность предпринимателя и его поведение в социуме все чаще становятся объектом научного внимания. Статья содержит результаты исследования индивидуально-психологических особенностей бизнес-агентов с разными типами предпринимательского поведения, проведенного с помощью методов количественного анализа. Следуя социальному заказу от МКК «Развитие», автор провел опрос предпринимателей, используя пятифакторный личностный опросник Х. Тсуйи, опросник ценностей М. Рокича, опросник «МАС» М. Л. Кубышкиной, методику склонности к индивидуализму/коллективизму Л.Г. Почебут, опросник профессионально-правомерной направленности личности Т.Г. Хащенко и М.М. Шпак. Анализ количественных данных проводился с использованием методов математической статистики: первичные описательные статистики, кластерный, корреляционный и дисперсионный анализы. Проведенный анализ показал, что бизнес-агенты с индивидуальным типом поведения имеют набор базовых ценностей, отличающийся от набора базовых ценностей бизнес-агента с коллективным типом поведения. Для предпринимателей, склонных к коллективизму такие ценности как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, ответственность, рационализм более значимы, чем для индивидуалистов. Правомерный и неправомерный типы поведения предпринимателей свойственны людям с разными индивидуально-психологическими особенностями. Установлено то, что чем больше предприниматель склонен уважать и ценить других, быть поддерживающим, заботящимся и помогающим другим человеком, быть ответственным за свои поступки, иметь склонность к мечтательности, тем больше выражена у него профессионально правомерная направленность личности. Результаты исследования могут быть применены в качестве рекомендаций для определения психологического портрета предпринимателей.

Ключевые слова: