ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК НАУКИ НА НЕЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ: КОНТУРЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

THE FOREIGN LANGUAGE OF SCIENCE AT NON-LINGUISTIC FACULTIES: AN OUTLINE OF THE TEACHING SYSTEM

МАКАР Людмила Владимировна

MAKAR Ludmila Vladimirovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В настоящее время отечественная наука держит курс на интеграцию в международное сообщество, в связи с чем особое значение приобретает владение иностранным языком науки, или использование иностранного языка с целью подготовки, создания и представления продуктов своей научно-исследовательской деятельности. Формирование соответствующей компетенции является задачей системы высшего профессионального образования и привлекает внимание исследователей. В данной статье проводится анализ публикаций, посвященных проблеме обучения иностранному языку науки на неязыковых факультетах, результаты которого свидетельствуют об отсутствии единого подхода к организации процесса обучения и несформированности границ преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой при принципиальном согласии относительно содержания обучения в целом. На основе систематизации накопленного опыта в статье формируется общий контур системы обучения иностранному языку науки, уточняется номенклатура умений, подлежащих включению в программу обучения на неязыковом факультете, и предлагается примерное содержание обучения для каждой ступени с учетом их основных целей и задач. Целостная трехуровневая система обучения иностранному языку науки обеспечивает последовательное развитие конкретных умений, их постепенную интеграцию и в конечном итоге формирование готовности обучающихся пользоваться иностранным языком в своей публикационной деятельности.

Ключевые слова:
научно-исследовательская работа,компетенция,умения,бакалавриат,магистратура,аспирантура,содержание обучения,организация обучения,модуль,программа обучения
Description:
Currently the national science has been making persistent efforts to integrate into the international community, thereby mastering the foreign language of science, or readiness and ability to use a foreign language in order to prepare, write and present research works, gains in importance. Developing the appropriate competence as a task of higher professional education system draws close attention of educators and researchers. This article contains the analysis of recent scientific papers dealing with teaching the foreign language of science at non-linguistic faculties which testifies to the lack of a common approach to organizing the learning process and distinct succession boundaries between undergraduate, graduate and post-graduate levels of education under the basic agreement concerning the learning content. The accumulated experience is systematized into a general framework of the system of teaching the foreign language of science, the nomenclature of skills to be taught at non-linguistic faculties is specified, and possible learning content at each educational level with regard to their key goals is suggested. The whole teaching system provides for successive development of particular skills, their gradual integration and as a result forms the learners’ readiness to use a foreign language in their publication activities.

Key words:
research work,competence,skills,undergraduate course,graduate course,post-graduate course,learning content,organizing the learning process,module,curriculum