ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

INTEGRATION OF UNIVERSITY STUDENTS INTO A NEW SOCIAL ENVIRONMENT THROUGH PROFESSIONALLY DIRECTED DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, БЕЗЕНКОВА Татьяна Александровна

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, BEZENKOVA Tatyana Alexandrovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в постоянном контакте с другими людьми. Владение профессионально грамотной речью является, с одной стороны, условием эффективности обучения и воспитания, с другой стороны, обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации обучающегося. Поэтому очень важно развивать культуру речи у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, т.к. именно от них зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения подрастающего поколения. В работе представлены результаты исследования, направленного на активное вовлечение студентов-педагогов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Сравнительный анализ результатов на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что рост уровня развития культуры речи студентов идет эффективно во всех экспериментальных группах, то есть активное вовлечение студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в процесс дискуссионно-аналитического общения эффективно влияет на развитие культуры речи.

Ключевые слова:
речь,культура,культура речи,культура речи педагога,требования к речи педагога,направления работы,язык,коммуникативно-речевая компетентность,культура речи студента-педагога,коммуникативный контроль
Description:
The culture of speech of a teacher is the most important quality of his professional pedagogical activity, the specificity of which consists in constant contact with other people. Proficiency in professionally literate speech is, on the one hand, a condition for the effectiveness of training and education, on the other hand, it ensures that the teacher performs such an important social function as the preservation and development of the language, through which the value orientations of the student are created. Therefore, it is very important to develop the culture of speech in students studying in pedagogical areas of training, because the further transfer of experience and knowledge, the level of culture of behavior and communication of the younger generation depends on them. The paper presents the results of a study aimed at actively involving students-teachers in the process of discussion and analytical communication. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU and the Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. Comparative analysis of the results at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the growth of the level of development of students ' speech culture is effective in all experimental groups, that is, the active involvement of students studying in pedagogical areas of training in the process of discussion and analytical communication effectively affects the development of speech culture.

Key words:
speech,culture,speech culture,teacher's speech culture,teacher's speech requirements,areas of work,language,communicative and speech competence,student-teacher's speech culture,communicative control