ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ПО ДИСЦИЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

INTEGRATED APPROACH IN THE METHOD OF REPRESENTATION OF THE LECTURE MATERIAL ON HUMANITARIAN CYCLE DISCIPLINES

ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна, РУБЦОВА Елена Викторовна

DEVDARIANI Natalia Valerievna, RUBTSOVA Elena Viktorovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В данной статье представлена методическая работка лекционного занятия, материал которого может быть использован при изучении курса «Философия», «Философия науки и техники», а также «Концепции современного естествознания» (КСЕ) для студентов гуманитарных специальностей в вузах России. В данной лекции по теме «Философское понимание понятия «жизнь»: биоцентрическая картина мира» представлены основные подходы к представлению о современной научной картине мира. Подобное изложение лекционного материала, по мнению авторов статьи, связано с необходимостью изменения принятых ранее подходов к преподаванию отдельных дисциплин. В частности тех, которые включают интегрированные знания из различных научных дисциплин и предметом исследования которых являются универсальные категории и феномены. Отмечается, что в условиях современной техногенной, машиноориентированной цивилизации, вполне оправданной является проблема пересмотра существующих представлений о сложившемся мировоззренческом подходе к основным понятиям, составляющим целостную научную картину мира. В данной статье авторы рассматривают биоцентрическую картину мира, в которой основное внимание акцентируется на ведущей роли жизни. Делается вывод о том, что комплексное изложение лекционного материала различных областей научного знания, способствует формированию метакогнитивных способностей студентов в ходе изучения, указанных ранее дисциплин.

Ключевые слова:
методическая разработка,лекция,метакогнитивные способности студентов,интегрированные знания,биоцентрическая картина мира,философия,философия науки и техники,КСЕ,научная картина мира,гуманитарные специальности,универсальные категории и феномены
Description:
This article presents the methodological development of lectures, material which may be used in the study course "Philosophy", "Philosophy of science and technology" and "concepts of modern natural Sciences" (cmns) for students of the Humanities in Russian universities. This lecture on "Philosophical understanding of the concept of "life": biocentricity picture of the world" presents the main approaches to the idea of the modern scientific picture of the world. Such a summary of the lecture material, according to the authors, due to the need to change existing approaches to teaching of specific disciplines. In particular those which involve integrated knowledge from different scientific disciplines and the subject of study which are universal categories and phenomena. It is noted that in the conditions of modern technogenic civilization machineoriented, justified is the issue of revision of existing views about the current ideological approach to the basic concepts, components of a comprehensive scientific picture of the world. In this article, the authors examine biocentricity picture of the world in which the author focuses on the leading role of the life. It is concluded that a comprehensive summary of the lecture material various areas of scientific knowledge, contributes to the formation of metacognitive abilities of students in the course of studying the above disciplines.

Key words:
methodical development,lecture,metacognitive ability of students integrated knowledge biocentricity picture of the world,philosophy,philosophy of science and technology,CNS,scientific picture of the world,Humanities,universal categories and phenomena