ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна, Барабина Ирина Евгеньевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Качество подготовки специалиста в вузе определяет статус выпускника на рынке труда, его дальнейшее трудоустройство, что создает необходимость использования активных методов обучения, способствующих эффективному развитию способностей студентов к системности мышления, самообучению, самостоятельности. Целью работы является раскрытие возможностей метода деловой игры при изучении таких педагогических дисциплин, как «Общая и профессиональная педагогика», «Основы педагогических измерений» и «Методика профессионального обучения». Использование метода деловой игры становится мощным стимулом активизации самостоятельной деятельности студентов по приобретению профессиональных компетенций в образовательном процессе. Среди целей использования деловых игр при изучении педагогических дисциплин выделены следующие: обучение методам моделирования; развитие познавательных и профессиональных мотивов; передача целостного представления о будущей профессиональной деятельности и др. Выделено содержание основных этапов деловых игр: подготовительного, проведения деловой игры, заключительного - этапа анализа и обобщения, каждый из которых основан на принципах, среди которых принципы моделирования, проблемного обучения, диалогического общения, учебного моделирования, коллектива и триединой цели. Возможностями деловых игр при изучении педагогических дисциплин является формирование знаний категориального аппарата педагогики; раскрытие особенностей развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания; развитие практических компетенций, навыков критического мышления. В статье выделен ряд особенностей таких, как наличие проблемной ситуации, ролевых целей цепочки решений, организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли. В комплекс методов активного обучения, входящих в организации деловой игры, входят такие, как дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций и т. д. Метод деловой игры провоцирует включение рефлексивных процессов и представляет возможность осмысливания полученных результатов и их интерпретации. В рамках изучения педагогических дисциплин данный метод становится наиболее эффективным условием активизации процесса обучения, формирования профессиональных педагогических компетенций, способствующих становлению высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: