ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Куренщиков Александр Владимирович

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Практика показывает, что у подавляющего большинства выпускников общеобразовательных школ качество знаний по астрономии крайне низкое, а y определенной части их сложились искаженные представления о ряде астрономических явлений и понятий. Из этого следует, что уровень преподавания астрономии в средней школе сейчас оставляет желать лучшего. Выход из сложившейся ситуации автору статьи видится в повышении эффективности обучения астрономии в педагогическом вузе, для того чтобы в школы пришли действительно знающие астрономию молодые учителя. Повысить эффективность процесса обучения астрономии предполагается путем применения проблемного подхода к изложению учебного материала. В статье обсуждаются особенности использования проблемного обучения астрономии в педагогическом вузе, предлагаются способы его осуществления при изложении некоторых тем курса. В частности знакомство обучающихся с результатами астрономических наблюдений, которые привели в истории науки к постановке научной проблемы. Создание проблемных ситуаций на основе столкновения различных, зачастую взаимно противоположных, астрономических концепций; на основе борьбы идей в современной астрономии на примере нобелевских лауреатов. Показано, что проблемные ситуации можно создавать на основе межпредметных связей, используя знания по физике и математике применительно к астрономии; использовать проблемные ситуации, созданные на основе трудов великих ученых прошлого. В статье приводится пример схемы построения проблемной лекции на тему «Происхождение Луны», также рассмотрен пример применения средств наглядности при изложении проблемной лекции «Двойные звезды».

Ключевые слова: