ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О КОНФЛИКТЕ С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Есипов Михаил Алексеевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В данной статье проанализированы возможности психологического просвещения, проводимого в формате обучающего психологического тренинга, для изменения представлений студентов вуза о конфликте и конфликтной ситуации. Установлено, что конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение, к которому относится в том числе и информационная модель конфликта, т.е. субъективная представленность в психике каждого участника конфликта всех его структурных элементов и взаимосвязей: уровень понимания конфликта, стратегии поведения в конфликте, эмоциональное восприятие конфликтной ситуации и т.д. В течение двух месяцев со студентами-первокурсниками проводился обучающий тренинг «Психология межличностного конфликта», который включал в себя теоретическую составляющую в виде мини-лекций, практический блок (разбор проблемных ситуаций, дискуссии, шеринг в кругу участников), а также внеаудиторную самостоятельную работу. В ходе исследования были использованы объективные методики «Оценка способов реагирования конфликта» К. Томаса и «Конфликтная личность», а также два специально разработанных авторских опросника. На вопросы участники должны были ответить в свободной форме, написав входное и заключительное эссе в начале и конце обучающего тренинга. Для экспертного анализа эмотивного содержания полученной вербальной продукции были привлечены два специалиста - лингвист и психолог. Результаты эксперимента достоверно показали эффективность обучающего тренинга для коррекции представлений студентов о конфликтной ситуации. Была отмечена положительная динамика в понимании конфликта как социально-психологического явления, снижение у участников уровня агрессии, что в дальнейшем должно способствовать их более адаптивному поведению в потенциальном конфликте.

Ключевые слова: