К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Богдан Надежда Николаевна, Самсонова Евгения Андреевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Статья посвящена проблеме выявления основных факторов, вызывающих профессиональное выгорание у профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, и ставит целью поиск способов успешной профилактики возникновения и развития данного состояния. Обоснована актуальность изучения данного феномена у преподавателей высших учебных заведений, так как профессиональное выгорание оказывает отрицательное воздействие не только на личность самого преподавателя, но и имеет негативное влияние на качество обучение студентов, а также взаимоотношения в профессиональной среде в целом. На основе анализа статистических данных о кадровом составе вузов выявлены тенденции, отражающие негативные изменения в значимых характеристиках кадрового потенциала высшей школы и, тем самым, создающие неблагоприятный фон для сохранения профессионального здоровья преподавателей. Показано, что изменения возрастной структуры приводят к увеличению показателя среднего возраста преподавателей кафедр и, как следствие, возникновению рисков качественной реализации образовательного процесса. Рассмотрены дефиниции эмоционального и профессионального выгорания, а также определены основные симптомы и их роль в развитии выгорания. На основе теоретического изучения и отграничения данного явления от сходных состояний определены основные факторы, вызывающие профессиональное выгорание. Проведена дифференциация феномена от эмоционального выгорания, профессиональной деформации и других сходных состояний. Рассмотрены различные точки зрения и подходы и установлено, что между данными феноменами нет принципиальных различий, оба состояния являются негативным проявлением усложняющихся условий и специфики профессиональной деятельности преподавателя. Приведены основные факторы, провоцирующие профессиональное выгорание у преподавателей вузов. В результате исследования авторы предлагают теоретическую модель профессионального выгорания, включающую ряд блоков и отражающую как факторы, вызывающие выгорание, так и направления его предупреждения и преодоления. Модель может служить основой для дальнейших, в том числе, прикладных исследований. Сделан вывод о возможностях учета и практической реализации модели в практике управления в вузах с целью обеспечения условий для повышения качества деятельности преподавателей.

Ключевые слова: