К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос формирования толерантности у современной молодежи. Проблема исследования этнической идентичности в России имеет особую актуальность, и связано это с полиэтническим составом населения нашей страны. Образовательная среда - это мультикультурное пространство взаимодействия, от организации которого зависит степень межэтнической напряженности общества. Готовность человека к контактам с представителями различных культур формируется, в том числе, и в условиях образовательных учреждений, становится актуальной и востребованной компетенцией для будущих педагогов - студентов вузов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям подготовки. В работе представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня и типа этнической идентичности студентов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В исследовании применялись следующие методики: «Выраженность этнической идентичности» (Дж. Финни), «Этническая идентичность» (О.Л. Романова), «Типы этнической идентичности» (Л.М. Дробижева). У студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявлены все уровни этнической идентичности. В большей степени у юношей и девушек выражен аффективный компонент этнической идентичности. Практически у всех студентов присутствует чувство принадлежности к своей этнической группе, гордость за достижения своего народа, уверенность в том, что люди вправе жить на любой территории независимо от их национальности. У основной массы респондентов выявлена позитивная этническая идентичность, проявляющаяся в положительном отношении, как к собственному народу, так и к другим народам.

Ключевые слова: