К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Клещева Нелли Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Усиление мировоззренческой и социокультурной составляющих процесса обучения магистрантов инженерных специальностей представляет собой одну из важнейших задач повышения качества подготовки современных инженеров. В статье предлагаются два возможных направления решения этой задачи - метапредметный подход к построению содержания учебных курсов и использование интерактивных методов обучения для формирования и развития метакомпетенций будущих инженеров. Возможности метапредметного построения учебного содержания демонстрируются на примере курса «Специальные главы физики». Метапредметный характер физического знания предлагается отображать в виде фреймовых структур физических картин мира (ФКМ). Обоснован выбор методологической платформы для систематизации понятийного аппарата физического знания в рамках каждой ФКМ - теория научных революций Т. Куна. Представлены содержание учебных модулей курса и элементы учебно-методического комплекса. Проанализирован комплекс метакомпетенций, которые могут быть сформированы при внедрении в образовательную практику предлагаемого подхода к построению содержания курса. Широкие возможности интерактивных методов обучения демонстрируются на примере организации образовательного процесса по дисциплине «Методология инженерного образования». Содержательные линии данного курса ориентированы на подготовку магистрантов к педагогической деятельности и на поддержку их социальной и профессиональной мобильности. Практическая часть курса реализована разработкой магистрантами творческого задания «Я - преподаватель». Описаны содержание задания, требования к его презентации, методика экспертной оценки результатов выполнения задания. Представлены некоторые формы деловых и интеллектуально-познавательных игр, обсуждаются перспективы их внедрения в образовательную практику.

Ключевые слова: