К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКАХ

ON THE QUESTION OF THE CATEGORICAL APPARATUS OF DIGITAL PEDAGOGY IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, КУИМОВА Наталья Николаевна

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, KUIMOVA Natalia Nikolaevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Цифровая педагогика в современном научном знании все чаще становится предметом дискуссии на страницах научных публикаций. Основные разногласия ведутся по поводу категориального аппарата этого нового направления педагогики. Одна из основных позиций, которую занимают исследователи - это определение цифровой педагогики как синонима цифрового образованию. Такой подход продиктован нормативными документами, на основе которых разрабатываются образовательные программы всех уровней и форм образования. Вторая позиция, которую занимают авторы - это определение цифровой педагогики как триединства трех педагогических видов деятельности: образования, обучения и воспитания. Несмотря на то, что второй подход выглядит более логично и научно грамотно, он разрабатывается гораздо слабее. Цифровая педагогика в теоретических исследованиях распадается на эти три эти составляющие, перенося акценты на систему образования, иными словами теряется единство педагогического процесса. Однако на практике это далеко не так. Работая с цифровыми ресурсами субъекты педагогической деятельности, не могут в реальности «вырвать» образовательный процесс из системы педагогической деятельности. Даже в роли тьютора педагог вступает в педагогическое взаимодействие со всем набором не только образовательных, но и обучающих и воспитательных функций. Другое дело, когда речь идет о полном удалении педагога из данного процесса. Но тогда речь идет уже не о цифровой педагогике, а об ином социальном феномене, который может стать частью педагогического процесса или приобрести статус самостоятельного явления. Все указанные дискуссионные вопросы особенно остро проявляются в психолого-педагогических исследованиях, выходящих на практику. Чтобы иметь инструменты и разрабатывать новые методики работы в условиях цифровой педагогики, специалистам нужна четкая терминология. Сегодня пока имеется множество разрозненных исследований цифровых компонентов педагогической деятельности: субъекта, объекта, среды, средств и т.п. Возникает необходимость системного осмысления цифровой педагогики как научного направления.

Ключевые слова:
цифровая педагогика,цифровое образование,цифровое обучение,цифровое воспитание,цифровая экономика,психолого-педагогические исследования,категориальный аппарат,информационная культурология,хрупкое государство,сферы общественной жизни
Description:
Digital pedagogy in modern scientific knowledge is increasingly becoming the subject of discussion on the pages of scientific publications. The main disagreements are about the categorical apparatus of this new direction of pedagogy. One of the main positions taken by researchers is the definition of digital pedagogy as a synonym for digital education. This approach is dictated by the normative documents on the basis of which educational programs of all levels and forms of education are developed. The second position taken by the authors is the definition of digital pedagogy as a trinity of three pedagogical activities: education, training and upbringing. Despite the fact that the second approach looks more logical and scientifically competent, it is developed much weaker. Digital pedagogy in theoretical research breaks down into these three components, shifting the emphasis to the education system, in other words, the unity of the pedagogical process is lost. However, in practice, this is far from the case. Working with digital resources, the subjects of pedagogical activity cannot in reality "tear" the educational process out of the system of pedagogical activity. Even in the role of a tutor, the teacher enters into pedagogical interaction with the entire set of not only educational, but also teaching and educational functions. Another thing is when it comes to the complete removal of the teacher from this process. But then we are no longer talking about digital pedagogy, but about another social phenomenon that can become part of the pedagogical process or acquire the status of an independent phenomenon. All of these controversial issues are particularly acute in psychological and pedagogical research that is being put into practice. To have the tools and develop new methods of working in the context of digital pedagogy, specialists need a clear terminology. Today, there are still many disparate studies of the digital components of pedagogical activity: the subject, object, environment, means, etc. There is a need for a systematic understanding of digital pedagogy as a scientific direction.

Key words:
digital pedagogy,digital education,digital training,digital education,digital economy,psychological and pedagogical research,categorical apparatus,information cultural studies,fragile state,spheres of public life