К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Актуальность представления системы довузовской подготовки определяется тем, что существующая система является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии. Поэтому обращаясь к строению и функционированию этой системы, целесообразно раскрыть особенности применения установленных закономерностей в образовательном процессе вуза. Предлагаем обратить внимание на следующие особенности организации довузовской подготовки и профориентационной работы в современной российской системе образования: добровольность участия; свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития обучающихся; возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества; непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую; нестандартный подход к оценке результатов деятельности школьников; динамичная ориентация образовательного процесса на профессию. В основу процесса довузовской подготовки и профориентационной работы положен ряд таких характеристик как: гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности; параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования; преемственность; открытость - здесь могут обучаться без предварительного отбора не только выпускники образовательных организаций, но и другие группы и категории обучающихся. В статье представлен опыт работы по развитию мотивации школьников на получение педагогической специальности. Представлен ряд проектов, направленных на организацию довузовской подготовки и профессиональную ориентацию, реализуемых в течение последнего десятилетия на базе Педагогического института Иркутского государственного университета. Промежуточные итоги реализации этих проектов, основанных на интеграции образовательных и социальных ресурсов, позволяют говорить об эффективности данного направления работы.

Ключевые слова: