КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

CASE TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING THE RESEARCH CULTURE OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

СУНДЕЕВА Людмила Александровна, ГРИШИНА Светлана Михайловна

SUNDEEVA Lyudmila Aleksandrovna, GRISHINA Svetlana Mikhailovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования исследовательской культуры обучающихся. В качестве средства формирования авторами выбрана технология «кейс-стади» как способствующая развитию навыков самостоятельного исследования. Данная деятельность анализируется на примере уроков русского языка в 8-9 классах, когда учащиеся сосредоточены на подготовке к итоговому собеседованию и основному государственному экзамену. Авторы показывают, как задания по русскому языку, связанные с написанием сжатого изложения и сочинения, оформляются как «кейсы», с которыми учащимся интереснее работать, чем со стандартными упражнениями. В статье рассматриваются этапы работы над кейсами. Они соотносятся с умениями, способствующими формированию исследовательской культуры. Авторами отмечаются особенности использования технологии «кейс-стади» в условиях дистанционного образования, что особенно актуально в настоящее время. В статье приводятся примеры работы с платформами Google Forms, LearningApps и YouTube. Авторы приходят к выводу, что для учащихся 8-9 классов повышение мотивации очень важно в связи с подготовкой к сдаче основного государственного экзамена, а через это происходит повышение мотивации к самой исследовательской деятельности. Полученные в ходе работы над кейсами по одному учебному предмету навыки исследования становятся применяемыми в других дисциплинах и в жизни. В заключении подводится итог, что работа с кейсами, которые успешно строятся как на материале художественной, так и публицистической литературы, как визуальной, так и аудиоинформации, может максимально затронуть исследовательские, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Ключевые слова:
исследовательская культура,кейс-стади,кейс,case-study,кейс-технология,проблемная ситуация,урок русского языка,основной государственный экзамен,сочинение,итоговое собеседование
Description:
This paper is devoted to the actual problem of the formation of the research culture of students. "Case study" technique was chosen by authors as a means of formation as contributing to the development of skills of self-dependent research. This activity is analyzed using the example of Russian language lessons in grades 8-9, when students are focused on preparing for the final interview and the main state exam. The authors show how tasks in the Russian language associated with writing a concise presentation and essay are designed as “cases” that are more interesting for students to work with than with standard exercises. The stages of work with cases are discussed. They correlate with skills that contribute to the formation of a research culture. The authors note the peculiarities of using the "case study" technique in the conditions of distance education which is especially important at the present time. They provide examples of working with the Google Forms, LearningApps and YouTube platforms. The authors come to the conclusion that increasing of motivation is very important for students in grades 8-9, in connection with the preparation for passing the main state exam, and that there is increasing of motivation for the research activity through this connection. Research skills acquired in the work on case studies in one academic subject can be applied in other disciplines and in life. The authors conclude that working with cases that are successfully built on the material of both fiction and non-fiction literature, both visual and audio information, can maximally affect the research, communication and creative abilities of students.

Key words:
research culture,case,case study,case-technology,development of case,problem situation,Russian language lessons,Russian State Exam,essay,writing