КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТУДЕНТАМИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сазонова Ирина Георгиевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи когнитивных функций музыки с выбором предпочитаемых музыкальных произведений различных стилей и направлений. Цель исследования заключалась в выявлении корреляционной связи между когнитивными функциями музыки и особенностями отношения студентов к предпочитаемым музыкальным жанрам. Объектом исследования явилась перцепция музыки разных стилей и направлений. Предметом исследования стала особенность восприятия когнитивных аспектов музыки. Актуальность исследования проявилась в необходимости определения социальной обусловленности выбора музыкальных приоритетов, как показателя активного участия молодежи в сферах познавательной деятельности: проведение досуга, связанного с возможными изменениями в ценностных ориентациях; интеллектуально и эмоционально развивающие занятия, связанные с перцепцией музыкального объекта. Был проведен опрос студентов, выявляющий качественные и количественные показатели, связанные с потребностью в музыке разных стилей и направлений. С помощью контент-анализа были выделены когнитивные категории восприятия студентами музыкальных произведений: темп, ритм, удельный вес текста в произведениях, сложность мелодии/гармонии, концептуальность - наличие в песенных произведениях серьезной тематики. Выявилось, что, чем более студенты заинтересованы философскими идеями, заложенными в произведениях, тем они больше склонны слушать музыку со сложной гармонической и мелодической структурой, и чем для субъекта важнее текст в музыкальных произведениях, тем его больше привлекают песни концептуального характера. Обнаружена важная роль аналитического восприятия музыкальных категорий (звуко-высотных соотношений, ритма, гармонии) для адекватной когнитивной оценки сложной музыки. Выявлены социальные функции музыки, связанные с когнитивной сферой студентов: потребность в познании музыки как эстетического объекта, желание получить посредством музыки информацию о зарубежных и отечественных музыкальных тенденциях, о культурных событиях в молодежной среде.

Ключевые слова: