КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Троицкая Юлия Валерьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье обосновывается важность формирования и развития коммуникативной мобильности студентов технических направлений подготовки на основе требований современного рынка труда, образовательных стандартов и с учетом специфики обучающихся. Анализируется содержание термина в рамках компетентностой модели. Коммуникативная мобильность представляется как вербальная динамика, сопряженная с ментальной динамикой, - мобильностью мышления. Она определяется как интегративная характеристика, позволяющая осуществлять качественное речевое взаимодействие в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях, что предполагает сформированность речевых навыков и умений, а также проявление активности, оперативности и рефлексивности, определяющих скорость и адекватность реагирования в речевых ситуациях. Описываются показатели коммуникативной мобильности: оперативность, гибкость, аналитическая адекватность, толерантность к неопределенности, толерантность к социальному окружению, психоэмоциональный самоконтроль. Анализируется потенциал дисциплин по иностранному языку в качестве инструментария развития коммуникативной мобильности. Представляются педагогические ориентиры, способствующие реализации поставленной задачи в рамках языковых дисциплин. Результаты анализа могут применяться в системе высшего образования при составлении учебных планов, создании рабочих программ и разработке фондов оценочных средств, а также при планировании и реализации курсов дисциплин по иностранному языку. Исследование адресовано преподавателям технических вузов и специалистам, связанным с оптимизацией обучения.

Ключевые слова: