КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гаранина Резеда Мухаррамовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Процесс формирования субъектной позиции обучающегося подчиняется определенным закономерностям, реализуется посредством конкретных механизмов, методов и способов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности, воспитанию субъектных качеств обучающегося, приобретению основы для формирования профессиональной идентичности. В статье рассматриваются вопросы организации и управления процессом формирования субъектной позиции студентов медицинского вуза в пространстве самостоятельной работы. Проблема формирования субъектной позиции студентов особенно актуальна, поэтому автор предлагает комплекс педагогических условий, реализацию которых считает целесообразной, рациональной, необходимой и достаточной. Автор предлагает свою систему реализации педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельно мыслящей, активной и ответственной личности, обеспечивающих успешность осуществляемой педагогической деятельности: диагностику субъектных качеств обучающегося (психолого-диагностические условия), способствующих оптимальной адаптации, социализации студента в профессионально-образовательном пространстве; формирование мотивационной сферы студента в образовательном пространстве вуза (мотивационные условия); мобилизация усилий, возможностей и способностей обучающегося на полноценное развитие личности, на повышение уровня его субъектности (субъектно-персонализированные условия) посредством современных образовательных технологий, например, метод кейсов, решение ситуационных задач, технологии проектной и исследовательской деятельности, игровые технологии, тематические чаты, тематические мастер-классы, телеконференции; организация самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции (организационно-управленческие условия). Совокупность предложенных педагогических условий позволяет оптимизировать процесс актуализации мотивационных способностей, личностно-профессионального развития, обеспечивает приращение субъектного потенциала и направлен на достижение конечного результата - формирование субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: