КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Велиева Светлана Витальевна, Ярабаева Наталья Юрьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Рост числа детей с психосоматическими заболеваниями, эмоциональными и поведенческими проблемами с одной стороны, и целевые ориентиры и приоритетные задачи ФГОС дошкольного образования, с другой стороны, обуславливают поиск эффективных средств и технологий психологической и педагогической коррекции негативных психических состояний у детей дошкольного возраста. Аналитический обзор подходов к пониманию феноменологии психических состояний, средств их развития и коррекции позволил определить ключевые маркеры их оценки, выделить направления и средства коррекционной работы. Изучение актуализированных психических состояний и их компонентов проводилось посредством наблюдения, тестирования при помощи методик «Цветовые пороги» (Э.Т. Дорофеева), «Паровозик» (С.В. Велиева), «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук). С опорой на полученные данные была сконструирована и апробирована модель коррекции негативных психических состояний у старших дошкольников посредством интеграции нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений. Для статистической обработки материалов исследования применялся х2-критерий Пирсона, таблицы критических значений, описательные характеристики. Эмпирически обнаружено, что специально подобранный комплекс интенсивных комплементарных игровых заданий способствует позитивному преобразованию различных структурных компонентов психических состояний, повышению степени психоэмоционального благополучия и снижению интенсивности функционального напряжения, функционального и аффективного возбуждения. Наиболее целесообразно применение цикла занятий для коррекции физиологических, моторных и эмоциональных компонентов психических состояний.

Ключевые слова: