КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, ТРЕУШНИКОВ Илья Анатольевич, МУХИНА Татьяна Геннадьевна, ТРЕУШНИКОВ Алексей Ильич

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, TREUSHNIKOV Ilya Anatolyevich, MUKHINA Tatyana Gennadyevna, TREUSHNIKOV Alexey Ilyich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Цель: обосновать актуальность исследований феномена культура здоровья в педагогическом знании. Методы: информационный подход как один из основных методов исследования научного направления «информационная культурология». Данный метод применяется как эффективный инструментарий исследования явлений современной цифровой культуры. Методы анализа, обобщение, сравнение. Результаты: Культура здоровья как понятие и как явление исследуется во многих направлениях научного знания, например, в социологии, педагогике, психологии, философии, экологии и др. Для педагогического знания теоретические и практические аспекты изучения культуры здоровья занимают сегодня одну из ключевых позиций. Это обосновывается тем, что здоровье нации в нашей стране поставлено под угрозы, вызванные экологическим и экономическим кризисом, утратой культурных и духовных ценностей, ослаблением социальной защищенности граждан, неудовлетворительным качеством работы системы здравоохранения и образования. Педагогическая деятельность направлена на формирование общей культуры человека, в которой культура здоровья играет важнейшую роль. В условиях образовательных реформ, проходящих в нашей стране, цифровизации образования, увеличивается востребованность в разработке новых методик и технологий, образовательных программ, направленных на формирование знаний, навыков и ценностных установок для возможности осуществления грамотного подхода к сохранению и бережному отношению каждого члена общества к своему здоровью как важному элементу человеческого капитала. Педагогическая деятельность нуждается в механизмах интеграции по решению проблем сохранения здоровья нации со всеми сферами жизни общества. Сегодня наблюдается разрыв между научной теорией и практикой культуры здоровья, между тем, какую подготовку дает система образования человеку в плане овладения культурой здоровья и социальной, экономической, управленческой политикой государства, не обеспечивающей условия для поддержания здоровья человека на протяжении всей жизни.

Ключевые слова:
здоровье,культура здоровья,философия здоровья,педагогика здоровья,психология здоровья,здоровье сберегающие технологии,сферы общественной жизни,человеческий капитал,хрупкое государство,система здравоохранения,педагогическая деятельность,образование
Description:
Purpose: to substantiate the relevance of research on the phenomenon of health culture in pedagogical knowledge. Methods: information approach as one of the main research methods of the scientific direction "information culturology". This method is used as an effective tool for studying the phenomena of modern digital culture. Methods of analysis, generalization, comparison. Results: Health culture as a concept and as a phenomenon is studied in many areas of scientific knowledge, for example, in sociology, pedagogy, psychology, philosophy, ecology, etc. For pedagogical knowledge, the theoretical and practical aspects of the study of health culture occupy one of the key positions today. This is justified by the fact that the health of the nation in our country is threatened by the environmental and economic crisis, the loss of cultural and spiritual values, the weakening of social protection of citizens, the unsatisfactory quality of the health and education system. Pedagogical activity is aimed at the formation of a general human culture, in which the culture of health plays a crucial role. In the context of educational reforms taking place in our country, the digitalization of education, the demand for the development of new methods and technologies, educational programs aimed at the formation of knowledge, skills and values for the possibility of implementing a competent approach to the preservation and careful attitude of each member of society to their health as an important element of human capital is increasing. Pedagogical activity needs mechanisms of integration to solve the problems of preserving the health of the nation with all spheres of society. Today, there is a gap between the scientific theory and practice of health culture, between the training provided by the education system to a person in terms of mastering the culture of health and the social, economic, managerial policy of the state, which does not provide conditions for maintaining human health throughout life.

Key words:
health,health culture,health philosophy,health pedagogy,health psychology,health saving technologies,spheres of public life,human capital,fragile state,health system,pedagogical activity,education