КУЛЬТУРНЫЙ ШОК И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мацкевич Елена Эдуардовна, Митрофанова Татьяна Ананьевна, Широкогорова Татьяна Германовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Продолжающий набирать обороты процесс глобализации и интеграции приводит к постоянному расширению международных контактов, интенсификации международного общения и, как следствия, постоянному росту количества иностранных обучающихся в российских вузах. При этом, гармоничное межкультурное взаимодействие возможно только при готовности представителей разных культур принять иную культуру на правах равноценной своей родной культуре. Принятие данного условия обеспечит комфортное существования иностранных обучающихся в новой для них культурной и образовательной среде. Неотъемлемой частью и препятствием успешной адаптации является культурный шок. Целью исследования являлось изучение опыта культурного шока у иностранных обучающихся Приволжского медицинского исследовательского университета и проблем, возникающих в процессе их адаптации. Приводятся результаты исследования различных аспектов, составляющих понятие «культурный шок», рассматриваются пути их преодоления иностранными обучающимися. Материалы и методы. Было проведено анкетирование 60 иностранных обучающихся из 8 стран, результаты которого были интерпретированы и подвергнуты статистическому анализу. Результаты и выводы. В результате исследования выявлено, что симптомы и признаки культурного шока присущи всем иностранным обучающимся, в разной степени. Культурный шок преодолевается быстрее обучающимися, принадлежащими к более многочисленной этнической группе. Авторами даны рекомендации по адаптации иностранных обучающихся к российским реалиям.

Ключевые слова: