ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ СФЕРЕ

PERSONAL CHARACTERISTICS OF SALES CONSULTANTS AS A FACTOR IN ENSURING THE EFFECTIVENESS OF THEIR WORK IN THE RETAIL SECTOR

ШАВЫРИНА Анна Алексеевна

SHAVIRINA Anna Alexeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Исследование посвящено проблеме эффективности подбора персонала для работы в розничной сети продаж. Выборка включает в себя продавцов-консультантов разной квалификационной категории (N = 115) в возрасте от 21 до 30 лет, работающих в организациях и занимающихся розничной торговлей непродовольственных товаров. Для выявления взаимосвязи между личностными характеристиками продавцов-консультантов и их эффективностью в профессиональной деятельности были использованы данные опросников: «Ориентационная анкета Б. Басса» и «Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста». Результаты исследования показали, что эффективность трудовой деятельности и повышение процента продаж не связаны с такими показателями как пол продавца, стаж трудовой деятельности, уровень квалификационной категории. В то же время, личностные характеристики: направленность на достижение результата, открытость во взаимодействии с покупателями, высокий уровень самоконтроля - связаны с увеличением числа продаж товаров. Полученные данные могут быть использованы в областях подбора персонала и повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли.

Ключевые слова:
личность,мотивация,направленность личности,продажи,подбор персонала,продавец,профессиональная деятельность,конкурентоспособность,эффективность,профессия,торговля,увеличение продаж,достижение результата,квалификация,самоконтроль,процент продаж
Description:
The study is focused on the problem of effective recruitment of personnel to work in the retail sales network. The sample includes sales assistants of different qualification categories (N = 115), aged 21 to 30, working in organizations and engaged in retail sales of nonfood products. To identify the relationship between the personal characteristics of sales assistants and their effectiveness in professional activities, the following questionnaires were used: “Determination of Personality Orientation” (B. Bass) and “The Revised NEO Personality Inventory” (Costa & McCrae). The results of the study showed that the effectiveness of labor activity and an increase in the percentage of sales are not related to such indicators as gender of the salesperson, length of service, the level of qualification category. At the same time, next personal characteristics: focus on achieving results, openness in interaction with customers, a high level of self-control - are associated with an increase in the number of sales of goods. The data can be used in the areas of staff recruitment and improving the competitiveness of retailers.

Key words:
personality,motivation,personality orientation,sales,recruitment,salesperson,professional activity,competitiveness,efficiency,profession,trade,increase in sales,achievement of results,qualification,self-control,percentage of sales