ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Шутенко Елена Николаевна, Шутенко Андрей Иванович, Канищева Марина Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Целью статьи является определение психологических признаков самореализации студентов в процессе обучения в университете. Объект исследования - психологические характеристики самореализации студентов. Предметом исследования является психологические свойства личности студентов как показатели и предпосылки их самореализации в обучении. Исследование базируется на социокультурном и личностном подходах к развитию личности в образовательной системе. Авторы представляют научную картину разработки проблематики самореализации в рамках трех исходных гуманитарных традиций: потенциалистской, экзистенциалистской, трансцендентной. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научных источников. 2. Психологическое тестирование с использованием «Методики исследования самореализации в вузовском обучении» (авторы А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко); метод парных сравнений потребностей по иерархии Маслоу; метод «мотив и цель» (автор Б.А. Сосновский); Опросник личностной ориентации (POI) Э. Шострома; методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева; Тест смысло-жизненных ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева. 3. Математические методы: метод анализа значимых различий ( t -критерий Стьюдента), кластерный анализ данных и метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. Научная новизна исследования заключается в признании ведущей роли образовательной практики в обеспечении полноценной самореализации студентов. В результате исследования авторы определили, что самореализация студентов отражается в таких психологических характеристиках как: мотивация активного самоопределения в текущей жизни, самоподдержка и компетентность во времени, позитивное самоотношение и самопринятие, продуктивность жизни и внутренний локус контроля. Была установлена связь между уровнем самореализации студентов и положительной мотивацией обучения, а также целостностью и смысловой согласованностью их Я-концепции. Сделан вывод о необходимости применения индивидуально-ориентированных форм обучения.

Ключевые слова: