ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

LYRICS A.S. PUSHKIN AT THE LESSONS RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

ПЕТРОВА Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье даётся методическое описание урока по дисциплине «Русский язык как иностранный» на материале пейзажной лирики А.С.Пушкина. Структура урока включает такие разделы, как фонетико-интонационное оформление речи, предтекстовая, притекстовая, потекстовая (работа с текстом), послетекстовая, продуцирование текста и самостоятельная работа. Каждый из этапов работы вносит свой вклад в подготовку студентов к восприятию и пониманию поэтических текстов на русском языке. Фонетико-интонационное оформление речи как настраивает артикуляционный и дыхательный аппараты студентов, так и создаёт определённый настрой на работу с ритмизованными текстами, требующими особого подхода и подготовки. Предтекстовая работа знакомит с биографией писателя. Притекстовая - обеспечивает расширение активного и пассивного словарного запаса благодаря изучению и усвоению новой лексикой. Рабата с текстами предполагает аудирование, чтение, обсуждение стихотворений, а затем их декламацию. Послетекстовая - предполагает анализ как лексико-грамматического материала, так и поэтических текстов с точки зрения использования автором художественно-изобразительных средств. Продуцирование текста ставит студентов в условия, когда им необходимо предпринять попытку самостоятельного анализа и выражения собственного мнения о прочитанном стихотворении. Самостоятельная работа заключается в подготовке выразительного чтения заданных стихотворений и целевом выборе лирических произведений для домашнего чтения.

Ключевые слова:
методическое описание урока,пейзажная лирика,картины русской природы,поэтические тексты,выразительное чтение,безэквиалентная лексика,художественно-изобразительных средства
Description:
The article provides a methodological description of a lesson in the discipline "Russian as a foreign language" based on the landscape lyrics of A.S. Pushkin. The structure of the lesson includes such sections as phonetic and intonational speech design, pre-text, pre-text, po-text (work with text), post-text, text production and independent work. Each of the stages of the work contributes to the preparation of students for the perception and understanding of poetic texts in Russian. The phonetic and intonation design of speech both adjusts the articulatory and respiratory apparatus of students, and creates a certain mood for working with rhythmic texts that require a special approach and preparation. The pre-text work introduces the biography of the writer. Near-textual - provides an expansion of active and passive vocabulary through the study and assimilation of new vocabulary. Rabat with texts involves listening, reading, discussing poems, and then reciting them. Post-textual - involves the analysis of both lexical and grammatical material and poetic texts from the point of view of the author's use of artistic and pictorial means. The production of the text puts students in the conditions when they need to make an attempt to independently analyze and express their own opinion about the poem they have read. Independent work consists in preparing an expressive reading of given poems and a targeted selection of lyric works for home reading.

Key words:
methodical description of the lesson,landscape lyrics,pictures of Russian nature,poetic texts,expressive reading,non-equivalent vocabulary,artistic and pictorial means