МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ОТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Переход на новые образовательные стандарты (ФГОС ВО 3++), ориентированные на учет потребностей рынка труда, поставил перед образовательными организациями следующие задачи: разработку и корректировку основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с учетом рекомендуемых примерных основных образовательных программ (ПООП); формирование перечня профессиональных компетенций (ПК) и разработку механизма проверки сформированности компетенций. Решение выше указанных задач осложняет ряд проблем: несовершенство нормативной базы высшей школы и методических рекомендаций, связанных с внедрением новых стандартов; несовершенство предлагаемых ПООП, а в отдельных случаях их отсутствием по некоторым направлениям подготовки; гармонизация и сопряжение ФГОС ВО 3++ и профстандартов при формировании перечня ПК для ОПОП. Особого внимания заслуживает проблема оценки эффективности профессиональной подготовки выпускников вуза, которая обусловлена необходимостью приведения в соответствие критериев, показателей и индикаторов достижения компетенций на различных этапах их формирования. Указанные проблемы свидетельствуют о том, что система высшего образования не может оставаться статичной, она должна быть высоко мобильной и своевременно реагировать на изменения, происходящие в нашей жизни. В связи с этим, авторами предпринята попытка научного обоснования механизма формирования профессиональной компетенции. Для иллюстрации указанного механизма авторы выбрали профессиональную компетенцию, реализуемую по направлению подготовки «Социальная работа» от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции.

Ключевые слова: