МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Задумова Наталья Павловна, Мазакина Наталья Алексеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Своевременное и полноценное овладение речью, в частности её звуковой стороной, является неотъемлемой частью психического развития, так как именно в процессе развития речи у ребёнка формируется понятийное мышление, сложные формы познавательной деятельности и регуляции поведения. Наличие у детей нарушений звуковой стороны речи особенно значимо в период школьного обучения, так как отсутствие или недостаточная коррекция звукопроизносительного дефекта может препятствовать полноценному овладению учащимися письменной речью. Одной из распространенных форм речевой патологии в школьном возрасте является общее недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех компонентов речевой функциональной системы, в том числе относящихся к ее звуковой стороне. Нарушения звукопроизношения у учащихся с общим недоразвитием речи отличаются многообразием с позиции как симптоматики, так и опосредующих эти внешние проявления механизмов. В соответствии с этим, в статье предпринята попытка охарактеризовать нарушения произношения звуков позднего онтогенеза детьми с общим недоразвитием речи с точки зрения объема нарушения, распространенности вариантов дефектного произнесения (искажений, замен и отсутствия звука), влияния фонетических условий на возможность воспроизведения звука, связи нарушенного произношения и состояния праксиса, фонематического восприятия и оперативной фонологической памяти. Выявление механизмов, детерминирующих нарушения звукопроизношения при общем недоразвитии речи, рассматривается в качестве значимого условия, определяющего оптимальный выбор коррекционных мишеней и эффективных методов логопедического воздействия.

Ключевые слова: