МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Щучка Татьяна Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В данной статье раскрываются наиболее эффективные механизмы формирования и совершенствования у магистрантов педагогики информационно-исследовательской компетентности как основы осуществления ими в дальнейшем научно-педагогической деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Проведенное исследование позволяет утверждать, что рассматриваемая компетентность развивается в трех направлениях, которыми являются познавательно-ориентировочное, потребностно-поисковое и активно-деятельностное. Каждое из них предполагает некую качественную трансформацию элементов, образующих информационно-исследовательскую компетентность: познавательно-ориентировочное направление предполагает не только осознание магистрантом структуры научно-исследовательской работы с привлечением информационно-коммуникационных технологий, но и формирование системы ценностей, на которых базируется научно-исследовательская деятельность; потребностно-поисковое направление сопряжено с актуализацией у магистранта как потребностей в постижении основ исследовательской деятельности, так и способностей к практической реализации полученных знаний, умений, опыта в нестандартных ситуациях, требующих научного поиска; активно-деятельностное направление связано с отработкой приемов и навыков решения исследовательских задач.В ряду психологических механизмов формирования и развития информационно-исследовательской компетентности магистранта выделены две группы, разграничивающиеся по уровням обобщенности и функционирования. Первая группа объединяет совокупность системных и конкретных механизмов, детерминированных содержанием информационно-исследовательской компетентности и ее строением, а вторая - комплекс социально-психологических и личностных механизмов. К системным механизмам формирования и совершенствования информационно-исследовательской компетентности отнесена категория ценностно-смысловых механизмов, в качестве социально-психологических механизмов формирования информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогики рассматриваются готовность к командной работе над научной проблемой; развитие коммуникативных умений; способность к позитивному выстраиванию взаимодействия в целях достижения научного результата.

Ключевые слова: