МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МОХАММЕДА АГА ШАХТАХТАТЛЫ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Худиева (Касумова) Фарида Тофик кызы

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье рассмотрен вклад Мохаммеда Ага Шахтахтлы в педагогическую мысль Азербайджана. С этой целью проанализированы основные произведения М.А. Шахтахтлы, чья жизнь и творческая деятельность протекала в период конца XIX - начала XX века, касающиеся вопросов просвещения и культуры. Начавшаяся с начала XIX века модернизация, стихия социально-политической и культурной среды сделала необходимым сформировать различные подходы к этническому пространству, культуре и ее окаменевшим клише. Панорама периода ставит эти задачи, как реальность, перед всей социальной сферой, включая элитарные научные рамки исследований. Во второй половине указанного столетия процесс формирования сил, которые уже были склонны к реализации этих задач, отчетливо проявлялся в социальной среде. Новая сущность государственного просвещения и различные изменения в его содержании сделали просветительское движение неизбежным. Основной целью было систематизировать работу ведущих мировых интеллектуалов по социальному развитию народов, проживающих на территории страны, а также прояснить цель и значение ведущейся борьбы за просвещение и культуру. Появление новых типов школ и учебников является фундаментальным событием этого периода. Роль, которую сыграло прогрессивное интеллектуальное поколение в этом процессе, имело особое значение. Среди этих интеллектуалов большой интерес представляет роль Мохаммеда Ага Шахтахтатлы (Шахтахтинского), который выделялся своим широким кругозором, образованностью, социальной, политической, культурной и педагогической деятельностью.

Ключевые слова: