МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

Семенов Александр Алексеевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Эстетическое воспитание - важный элемент системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся в современной общеобразовательной школе. Учебные предметы биология и экология имеют широкие возможности для осуществления эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание строится на принципах всеобщности и обязательности эстетического воспитания; комплексного подхода к процессу воспитания; единства художественного и общего психического развития учащихся; художественно-творческой деятельности и самодеятельности школьников; учёта возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся. Эстетическое воспитание сопровождает учащихся на всём протяжении изучения курсов биологии и экологии. При этом используются разнообразные методы обучения и воспитания, такие как рассказ, беседа, убеждение, метод положительного примера, демонстрация натуральных и изобразительных пособий, метод приучения, метод одобрения и осуждения, наблюдение, распознавание и определение объектов, эксперимент. В качестве основного средства эстетического воспитания в обучении биологии и экологии выступает живая природа, её объекты и их отображения в произведениях искусства. При эстетическом воспитании учащихся используется весь арсенал форм обучения биологии и экологии. К ним относятся уроки, домашние работы, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные работы и общественно-полезный труд. С целью эстетического воспитания применяют различные образовательные технологии. Среди них технология обучения в сотрудничестве, технология проектного обучения, технология организации учебно-исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология игрового обучения и др. Процесс эстетического воспитания учащихся в обучении биологии и экологии представляет собой целостную систему, включающую методологические и теоретические основы, целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

Ключевые слова: