МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ СКАЗОЧНЫХ ФОРМУЛ КАК УСЛОВИЕ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мальцева Татьяна Ивановна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников умения использовать в собственных текстах средства образности и выразительности, заложенные в языке русских волшебных сказок. В настоящее время на уроках литературного чтения творческий потенциал волшебных сказок полностью не раскрывается, поскольку изучение сказки зачастую сводится к определению ее сюжетной линии и выяснению характеров действующих лиц. Что же касается языка сказки, то анализируются только устойчивые сочетания слов, зачины, концовки, эпитеты, метафоры. Между тем, формирование синтаксического строя речи учащихся невозможно без систематической работы над предложением: самостоятельное составление предложений, удержание в памяти основы предложения. В статье подробно проанализированы наиболее употребительные сказочные формулы, представляющие собой либо простые, либо бессоюзные сложные, либо последовательность простых предложений, с точки зрения выражаемого ими содержания, особенностей их грамматической структуры и лексического наполнения. Предложены упражнения, которые будут способствовать обогащению содержательности речи младших школьников, логичности и четкости ее построения, точности и выразительности. В рамках статьи нами была проанализирована только часть сказочных формул, дальнейшая работа в этом направлении будет не только развивать речь младших школьников, но и позволит им осознать язык как особую знаковую систему, хранящую культурную память народа.

Ключевые слова: