МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

INTERCULTURAL SENSITIVITY AS A NECESSARY FACTOR IN EFFECTIVE INTERCULTURAL COMMUNICATION OF FOREIGN STUDENTS

МАЦКЕВИЧ Елена Эдуардовна, ШИРОКОГОРОВА Татьяна Германовна

MATSKEVICH Elena Eduardovna, SHIROKOGOROVA Tatiana Germanovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В связи с расширением международных контактов, интенсификацией международного общения и, как следствия, постоянным ростом количества иностранных обучающихся в российских вузах, в современном обществе существует потребность в межкультурной компетентности. При этом гармоничное межкультурное взаимодействие возможно только при готовности представителей разных культур принять иную культуру на правах равноценной своей родной культуре. Необходимым условием успешной межкультурной коммуникации является высокий уровень межкультурной сенситивности как компонента межкультурной компетентности. Целью исследования явилось измерение уровня межкультурной сенситивности у иностранных обучающихся Приволжского исследовательского медицинского университета и выявление соотношения межкультурной сенситивности и этнической идентичности. Приводятся результаты исследования таких компонентов понятия «межкультурная сенситивность» как уважение культурных ценностей, уверенность при взаимодействии, чувство удовлетворения при взаимодействии, вовлеченность во взаимодействие и внимательность. Материалы и методы. Было проведено анкетирование 60 иностранных обучающихся из 8 стран, результаты которого были интерпретированы и подвергнуты статистическому анализу. Межкультурная сенситивность оценивалась частично по адаптированной версии шкалы межкультурной сенситивности Чена Г.М. Результаты и выводы. В результате исследования выявлено, что определенный уровень межкультурной сенситивности присущ всем иностранным обучающимся, в разной степени, и различия среди обучающихся связаны с их личностными и национальными различиями.

Ключевые слова:
межкультурная сенситивность,межкультурная компетентность,этническая идентичность,адаптация,иностранные обучающиеся,межкультурная коммуникация
Description:
In modern society there is high demand for intercultural competency due to expansion of international contacts, intensification of international communication and, as a result, a constant increase in the number of foreign students in Russian universities. At the same time the intercultural interaction is possible only if representatives of different cultures are ready to accept a different culture as their native culture. The condition for effective intercultural communication is the high level of intercultural sensitivity as an aspect of intercultural competency. The purpose was to examine the level of intercultural sensitivity in foreign students of Privolzhsky Research Medical University and to reveal the association between intercultural sensitivity and ethnic identity. The results of dimensions of such aspects of intercultural sensitivity as interaction attentiveness and respect, interaction confidence, interactional openness and engagement are presented. Materials and methods . A total of 60 foreign students from 8 countries provided the data for analysis, the results of which were interpreted and subjected to statistical analysis. Intercultural sensitivity was partially measured using an adapted version of Chen’s intercultural sensitivity scale. Results and conclusions. The study revealed that all foreign students have a certain level of intercultural sensitivity and differences in the students’ levels are associated with their personality and ethnic identity.

Key words:
intercultural sensitivity,intercultural competency,ethnic identity,adaptation,international students,intercultural communication